| |||
Васильев А.Н. |
Мало кто из знаменитых музыкантов, певцов, композиторов может похвастаться отсутствием неудач и провалов в своей творческой карьере. Освистывали и забрасывали помидорами даже классиков с мировыми именами. А вот Анатолий Николаевич Васильев, создатель и художественный руководитель легендарной вокально-инструментальной группы «Поющие гитары», ничего подобного припомнить не смог. Все, за что он когда-либо брался в своей жизни, проходило на ура! Аншлаги, аплодисменты, «браво» и «бис» сопровождали его всю жизнь. Может потому, а может и вопреки тому, что был он пионером во всем, что касается музыкальной жизни «Союза нерушимого республик свободных» 50-х—80-х годов двадцатого столетия. Он не просто стоял у истоков создания отечественной популярной музыки, он был ее творцом. Ни одно новое явление советской эстрады не обходилось без его участия. Именно на его концертах ленинградцы впервые услышали джаз и рок-н-ролл.
— Это было в 1953 году, — вспоминает Васильев, — у нас уже был свой маленький оркестр: Слава Пожлаков, Гена Гольштейн и я играли на саксофонах, а Виктор Игнатьев — на трубе. По ночам мы ловили западные радиостанции и записывали на только что появившийся первый советский магнитофон «Днепр» самую последнюю музыку, которая рождалась тогда в Америке. Утром слушали и решали, что из этого мы будем играть. Тогда был очень популярен Элвис Пресли. Так вот, не успевал он выпустить новую пластинку, как мы уже через неделю играли и пели его шлягеры на танцах. Успех был просто неслыханный. Однажды, мы давали концерт в Текстильном институте, пришли за час до начала и поняли, что не сможем пройти внутрь: вся площадь перед входом была забита людьми. Пока мы соображали, как быть, из окна нас заметил наш администратор. Через некоторое время окно открылось, в нем появился брандспойт, а еще через минуту на площадь хлынул поток воды. Девушки, спасая макияж и наряды, кинулись врассыпную, а мы побежали по образовавшемуся проходу к дверям. Вот так приходилось ходить на концерты. Анатолий Николаевич был не только первым обладателем электрогитары, он был ее «изобретателем»! — Электрогитар в то время в нашей стране не было. Никто даже не знал, что это такое. А рок-н-ролл без электрогитары играть невозможно. И вот один умелец взялся мне помочь. Просидели мы с ним целое лето и сделали электрический адаптер, который я и крепил на концертах к деке гитары обычным пластилином. В зале, как правило, бывало жарко, пластилин плавился, адаптер падал, и гитара сразу переставала звучать. Я его подхватывал и — опять на деку. Так и играли. Сейчас спустя столько лет ситуация кажется анекдотичной. Однако, чего не сделаешь ради искусства и ... удовольствия быть первым. Но на этом первенство Васильева не закончилось. В 1957 году в Ленинграде появился ансамбль «Дружба», импульсом к созданию которого стал только что прошедший в Москве первый Международный фестиваль молодежи и студентов. Руководил ансамблем Александр Александрович Броневицкий. «Дружба» объединила самых талантливых и сильных музыкантов и певцов. Там начинали свою музыкальную карьеру Александр Михайлов, ныне дирижирующий симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Владислав Чернушенко, ректор Санкт-Петербургской консерватории, Эдита Пьеха и многие другие. Пригласили в «Дружбу» и Васильева. За девять лет работы в ансамбле Анатолий Николаевич объездил весь Советский Союз и социалистическое зарубежье. «Дружба» гастролировала в Польше, Болгарии, Чехословакии, Германии. И повсюду были аншлаги, аншлаги, аншлаги. Работал ансамбль в огромных залах с одним микрофоном на всех. С микрофонами в то время дела обстояли не лучше, чем с электрогитарами, да и не принято было петь с микрофоном. Считалось, что певец — не певец, если без микрофона его не слышно. — Помню, Пьеху тогда очень ругали, называли ее «шептуньей». Однако на общую популярность ансамбля сей факт не повлиял. Между тем в Англии появился «Битлз», а в Италии ансамбль Марино Марини, который и приехал на гастроли в Советский Союз. — Мы впервые увидели музыкантов, которые сами еще и поют. У нас ничего подобного не было. Считалось, что должен быть вокалист с сильным голосом и группа музыкантов, обеспечивающих аккомпанемент, и никак иначе. Ансамбль Марино Марини мне очень понравился, и я решил создать нечто подобное у нас. Это был 1966 РОД. Я начал подбирать музыкантов, думать над репертуаром, писать музыку. Нужна была репетиционная база. Нам удалось договориться с турбазой под Туапсе. Целое лето мы там играли вечерами на танцах за стол и жилье, а днем репетировали и мастерили себе аппаратуру. Сами сделали ревербератор — никем неслыханную тогда диковинку. Вибрирующий звук был новым и необычным. За лето мы фактически сделали все первое отделение концерта. Вернувшись в Ленинград, Васильев и его товарищи предстали перед художественным советом Ленконцерта. Именно он в те времена решал вопрос «быть, или не быть». Не то чтобы новый коллектив совсем не понравился строгим судьям, просто принять решение мешали стереотипы. Уж больно все это было не по- нашему: все поют, все играют, вроде и голосов у них особо нет, но общее впечатление неплохое. И неизвестно, чем бы закончился тот худсовет, не скажи своего веского слова директор Ленконцерта Георгий Михайлович Коркин. Так коллектив Васильева получил помещение для репетиций и наказ выдать сольную программу через месяц. Вот так и появились «Поющие гитары». — Название, кстати говоря, придумали не мы. Какое-то время выступали без названия. Не один раз собирались, думали-думали, как себя называть, да так ничего и не придумали. Между тем пора было выпускать афишу для гастролей. Художественный руководитель и говорит: «А знаете, как в народе о вас говорят? Поющие гитары. Нравится?» Так на афишах и напечатали. Гастроли прошли с огромным успехом. «Эх, дороги», «Тонкая рябина» проходили на ура! С нас ведь Ленконцерт требовал исполнять песни только советских композиторов. Своих — не больше двух. Поэтому мы выделялись не столько репертуаром, сколько обработкой, совершенно непривычными для советского уха аранжировками. «Поющие гитары» были не просто первой, но и долгое время единственной в Советском Союзе музыкальной группой такого плана. Не было еще ни «Песняров», ни «Веселых голосов», не говоря уже о «Машине времени». Не удивительно, что на концерты «Поющих гитар» было не попасть. Страсть Васильева ко всему новому и необычному вспыхнула с новой силой, когда он услышал поставленную на Западе рок-оперу «Иисус Христос-Суперзвезда». — Я тогда подумал: «А чем мы хуже?». И опять закипела работа: поиск сюжета, подбор актеров. И в 1975 году появилась первая советская рок-опера «Орфей и Эвридика». Анатолий Николаевич потом вспоминал об этом, как о самом ярком событии в своей творческой жизни. Спектакль сделали буквально за месяц. И уже через 6 дней после его первого показа он полностью окупился. Труппа давала 3—4 аншлаговых концерта в день! Беспрецедентный случай работоспособности и энтузиазма. Заметьте, «голого» энтузиазма, ибо зарплата советских музыкантов и актеров не зависела ни от количества проданных билетов, ни от успеха, или провала спектакля. Полное отсутствие материальных стимулов и вечный страх — а что же скажет Худсовет? А вдруг запретят? И, тем не менее, именно в этот период нашей истории, страна была так богата талантливыми людьми. Может сейчас природа отдыхает? А может наш нынешний худсовет — мы все вместе и каждый в отдельности — слишком лоялен? С чего это вдруг на нашей эстраде так прочно укоренился неимеющий никакого отношения к музыке русский шансон и другие низкопробные «произведения»? Теперь уже пенсионер Васильев нашел этому вполне правдоподобное объяснение: — Мы слишком долго жили в довольно жестких рамках, и народ изголодался по недозволенному. Я думаю, что со временем эстрада вернется к хорошему качеству, к требовательности и хорошему вкусу. Что касается самого Анатолия Николаевича, то он продолжает писать. И его последняя работа — романс, которого пока еще никто не слышал, несомненно, относится к той музыке, которая всегда популярна, молода, актуальна и вечна. Наталья Елисеева |