ВИА "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ"  


Художественный руководитель Анатолий Васильев
От линейки пионерской,
До скамьи пенсионерской
Песня – это главное, друзья!

Когда в 60-е годы двадцатого столетия в музыкальную жизнь нашей страны - Советского Союза пришла заря Эры вокально-инструментального движения, в Ленинграде в 1966 году выпускником дирижёрско-хорового отделения музыкального училища при Ленинградской консерватории /1959 г./ музыкантом-виртуозом Анатолием Николаевичем Васильевым, был создан первый советский отечественный, профессиональный вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гитары». Ансамбль в будущем по праву стал родоначальником двух жанров в нашей отечественной музыкальной культуре и фактически дал аббревиатуру всем отечественным молодёжным ансамблям – ВИА. За плечами Анатолия Васильева в то время, была игра во Дворце культуры им.Ленсовета /1953г./ на саксофоне в легендарном джаз-оркестре Станислава Пожлакова, в последующем популярного эстрадного композитора, автора музыки одной из популярнейшей песни 70-х годов – «Ребята 70-й широты» /сл.Л.Лучкина/ и др. В 1957 году Анатолия Васильева впервые на профессиональную ленинградскую сцену, приглашает дирижер и художественный руководитель джаз-оркестра Виталий Борисович Понаровский, отец Ирины Понаровской, в последующем одной из популярнейших эстрадных певиц, лауреата Международных конкурсов эстрадной песни – «Дрезден-75», ГДР - 1 приз, «Сопот-76», ПНР - янтарная пластинка и «Гран - при». Работая в джаз-оркестре Виталия Понаровского, Анатолий Васильев берёт впервые в свои руки, вместо саксофона - электрогитару, которая становится смыслом всего его музыкального творчества и жизни. После, через два года, последовало приглашение на работу гитаристом в популярный в то время, ленинградский ансамбль «Дружба» под руководством Александра Броневицкого. Композитор Андрей Петров приглашает музыканта-электогитариста принять участие в записи музыки к кинофильму «Я шагаю по Москве» /1963 г/, режиссёр Георгий Данелия. Анатолий Васильев работает длительное время в ансамбле «Дружба», делает музыкальные аранжировки и стремится к большему в своём творчестве. Он решается на создание своего инструментального коллектива, в котором солистом должен был бы стать легендарный эстрадный певец Анатолий Королёв, знакомый нам, как исполнитель популярных песен-шлягеров: «Одиннадцатый маршрут» /В.Шеповалов – А.Ольгин/, «Вот я какой» /В.Дмитриев - Я.Голяков/, «Этого мне только не хватало» /Э.Сломчинский, С.Ветров – Я.Голяков/. Но так, как Анатолий Королёв в то время работал солистом в ансамбле «Дружба», от этого предложения Анатолия Васильева он отказался. В последующем Анатолий Королёв работал солистом в ленинградском ВИА «Весёлые голоса», художественный руководитель Виктор Щепочкин. Весной 1966 года Анатолий Васильев уходит из ансамбля «Дружба» и создаёт свой ансамбль, где солисткой становится Галина Баранова. Классический состав ансамбля составили: Анатолий Васильев – лидер-гитара, вокал, Евгений Броневицкий /экс.группы «Авангард-66»/ – бас-гитара, электроорган, вокал, Владимир Калинин - ритм-гитара, вокал, Лев Вильдавский /экс.группы «Авангард-66»/ – электроорган, фортепиано, и Сергей Лавровский /экс.анс.П.Рудакова и В.Нечаева/ – ударные инструменты, вокал, в последующем организатор и художественный руководитель ленинградского ВИА «Калинка». За основу репертуара были взяты биг-битовые, рок-н-рольные гитарные обработки популярных эстрадных мелодий зарубежных групп «Шедоуз», «Вентурес», песни групп «Битлз», «Тремелос». Для более отточенной игры, репетиций ансамбль уезжает на черноморскую туристическую базу «Приморская», расположенную в станице Ново-Михайловка в районе п.Лазаревское под городом Туапсе, где усиленно готовит свою сольную программу, играет на вечерах отдыха. В конце августа ребята возвращаются в Ленинград. Путь первопроходцев всегда труден и тернист. Как позднее писал музыковед Аркадий Петров: «Жанр песенной эстрады немыслим ныне без формы вокально-инструментального ансамбля», но в то время Анатолий Васильев и участники ансамбля были первые в этом жанре. Осенью они представляют свою программу художественному совету Ленконцерта, которому выступление ансамбля не очень понравилось так, как это было что-то новое на советской эстраде – поющие и играющие на музыкальных инструментах участники ансамбля. Поддержал при этом ребят директор Ленконцерта Георгий Михайлович Коркин, ранее работавший директором Ленинградского театра оперы и балета им. С.М.Кирова, и предложил ансамблю через 1 месяц сдать худсовету свою концертную, сольную программу. Музыкальная программа ребят была успешно принята, и ансамбль получил официальное право на музыкальную, творческую жизнь первого отечественного профессионального ВИА на советской и зарубежной эстраде. Когда встал вопрос о названии ансамбля, то было много мнений и предложений, но по городу уже шла народная молва об ансамбле звучащих, поющих гитар и с легкой руки художественного руководителя Ленконцерта Дмитрия Ивановича Тимофеева участники ансамбля взяли название – ВИА «Поющие Гитары». 5 октября 1966 года ансамбль впервые, как профессиональный музыкальный коллектив выступил с концертом на сцене актового зала в Военно-механическом институте. Ленинградская молодёжная телевизионная станция «Горизонт» посвятила рождению первого в нашей стране ВИА большую музыкальную передачу. И с декабря 1966 года началась большая гастрольная, творческая жизнь участников ансамбля, поездки с концертами по городам и населённым пунктам Советского Союза, а также с выездом за границу. В Москве впервые ансамбль «Поющие гитары» успешно выступил со своей концертной программой 2 и 3 декабря 1967 года в концертном зале гостиницы «Советская». Успех первого отечественного ВИА «Поющие гитары» был ошеломляющий у московской публики. Обратил внимание на выступление ансамбля и столичный худсовет, решая вопрос о значимости, пользе его деятельности в советской культуре. Многие члены худсовета высказывались против такого новшества на советской эстраде. Поддержал начинание художественного руководителя ансамбля Анатолия Васильева и участников ВИА «Поющие гитары», мэтр советской эстрады, композитор Ян Френкель, который сказал: «Товарищи члены худсовета, у меня просьба одна – только не мешайте им работать. У них прекрасный концерт, не надо им ничего говорить, они сами сделают лучше, чем мы скажем». И он оказался прав, концерт ВИА «Поющие гитары» был продлён в Москве ещё на один месяц, а мнение Яна Френкеля послужило развитию молодёжного вокально-инструментального движения и созданию в нашей стране других, новых ВИА. Как писал позднее музыковед Аркадий Петров: «Модель эта, раз найденная, была впоследствии утверждена и закреплена множеством повторений: в стране сотни профессиональных и многие тысячи самодеятельных ВИА. Она удобна, мобильна, доступна». На протяжении многих лет каждое выступление ВИА «Поющие гитары» на концертах начиналось и заканчивалось песней «Песня о Ленинграде» /Г.Носов – А.Чуркин/, где первой строчкой песни были слова «Алеет зорька молодая над быстрой Невой». ВИА «Поющие гитары» включал в свой репертуар русские народные песни такие, как: «Калинка», патриотические - «Эх, дороги» /А.Новиков – Л.Ошанин/, «Полюшко - поле» /И.Книппер – В.Гусев/, «Катюша» /М.Блантер – М.Исаковский/, «Песня о тачанке» /К.Листов – М.Рудерман/, гражданского звучания - «Вольный ветер» /И.Дунаевский – В.Лебедев-Кумач/, «Тройка» /П.Булахов – В.Чуевский/, «Заповеди города» /А.Васильев – В.Бурич/, «Пусть летят журавли» /С.Пожлаков – Л.Лучкин/, «Когда устают чайки» /В.Шеповалов – Г.Гампер/, «Атомный век» /А.Островский – И.Кашежева/, лирические – «Город детства» /Ф.Миллер, Т.Гилкинсон, Р.Дер – Р.Рождественский/, «Стоят девчонки» /А.Колкер – К.Рыжов/, шуточные «Эники – Беники» /А.Васильев – Генкин/, «Утро туманное» /Абаз – Моголс/, песня из репертуара Леонида Утёсова «Ковбойская». Звучали также песни «Тонкая рябина», М.Таривердиева «Другое поколение», Л.Энрикоса «Он», «Ну, что?» из репертуара Марино Марини, русский текст Ю.Цейтлина и другие. Многие песни были написаны советскими авторами слов на мелодии зарубежных авторов, что сближало культуру и дружбу многих народов мира. Исполняли участники ансамбля также песни из репертуара группы «Битлз» - «Девушка», «Мишель», «Облади - Облада», «Любовь не купишь», «Вечер трудного дня» и другие. Доходило до того, что на концерте по просьбе зрителей песню «Девушка» участники ансамбля «Поющие гитары» исполняли до 5 раз подряд. Но в основном ансамбль делал ставку на гитарные обработки популярных мелодий. В процессе творческой жизни состав ВИА временами обновлялся. В ансамбль, последовательно, сменив Галину Баранову, пришли солистки Татьяна Калинина, Елена Федорова, трубач и звукооператор Эдгар Бернштейн /ныне житель Израиля/, добавился второй клавишник Олег Мошкович /ныне житель США/, который своим вокалом помогал Евгению Броневицкому. О Елене Федоровой писала газета «Московский комсомолец» 30.12.1967 года: «Есть, в ансамбле единственная солистка – совсем юная Лена Федорова. Она непосредственна, свободна, импульсивна – качества редкие у эстрадных певиц». В 1967 году ансамбль записывает на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» свою первую пластинку гитарных обработок Анатолием Васильевым эстрадных мелодий - «Сюрприз», «Тореро», «Цыганочка» и «Синяя птица». 14 января 1968 года Анатолием Васильевым в ансамбль «Поющие гитары» приглашается певец, гитарист и автор многих своих песен, организатор легендарной ленинградской группы «Кочевники» /в последующем ВИА «Савояры»/ Евгений Леонов, но по своим личным соображениям последний отказывается. В начале 1968 года участником ансамбля стал, по просьбе Анатолия Васильева и Евгения Броневицкого, из группы «Лесные братья» - Александр Федоров /ныне житель г.Квебек Канада/ – ритм-гитара, вокал, знакомый нам по исполнению песни «Прекрасное воскресенье» /Д.Бун – М.Беляков/, где играл и Николай Резанов, /в последующем экс. ВИА «Добры Молодцы», руководитель ансамбля «Братья Жемчужные»/. Александр Федоров и Евгений Броневицкий на протяжении всех лет своей работы в ВИА «Поющие гитары» составили уникальный вокальный дуэт, исполняя песни: «Зыбучие пески», «Для тебя, любимая» /А.Васильев - Ж.Превер/, «Песенка велосипедистов» /гр.«Тремелос» – русск.текст П.Ватника/ и другие, слово в слово, нота в ноту, что достигалось многочисленными репетициями. Какое-то время в ансамбле работал певец Владимир Рубин, Лев Пильщик и Анатолий Дынга. С репертуаром цыганских песен «Милая», «Чавелла», «Очи черные», «Когда умирают травы» /А.Журбин - В.Хлебников/ в составе ансамбля выступал Юрий Чванов /экс.анс.«Дружба»/ – аккомпанирующая гитара, вокал. Он также исполнял песню из репертуара итальянского певца Джанни Моранди – «Был один парень», в дуэте с Еленой Федоровой пел шуточную песню «Пошла я к милому» /А.Васильев - Л.Хьюз/, которые в последующем с таким же успехом исполнил и Александр Федоров. В это же время участником ансамбля «Поющие гитары» являлся Штефан Петраки – клавишные инструменты, вокал. Он обладал сильными, красивыми вокальными данными, что позволяло ему очень легко исполнять песни в стиле Тома Джонса. В 1968 году на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» ансамбль «Поющие гитары» выпускает свою пластинку-полугигант, которая сразу же становится бестселлером, куда вошли песни и инструментальные композиции: «Песня – это главное, друзья» /Я.Дубравин - С.Фогельсон/, «Синяя птица» /обр.А.Васильева/, «Тореро» /обр.А.Васильева/, «Дороги» /А.Новиков - Л.Ошанин/, «Апачи» /обр.А.Васильева/, «Песенка велосипедистов» /гр.«Тремелос» - русск.текст П.Ватника/, «Вечерний город» /М.Таривердиев/, «Сюрприз» /обр.А.Васильева/, «Ноктюрн» /М.Таривердиев/ - вокал Е.Федорова, «Цыганочка» /обр.А.Васильева/, «Ты уходишь, как поезд» /М.Таривердиев - Е.Евтушенко /- солистка Е.Федорова. Сильные вокальные данные, красота голоса слышны в вокализе Елены Федоровой в композиции Микаэла Таривердиева – «Ноктюрн». Эта композиция и песня «Ты уходишь, как поезд» на слова поэта Евгения Евтушенко были включены в вышедший в этом же году художественный фильм-новеллу «Любить», режиссёры Михаил Калик и Инна Туманян. Песня «Песенка велосипедистов» в исполнении участников ансамбля стала полюбившимся общенародным шлягером, а мелодия «Цыганочка» в 1970 году была включена в кинофильм «Начало», режиссёр Глеб Панфилов. Летом 1968 года Лев Вильдавский переходит в ансамбль «Дружба», а ряды ансамбля пополняет пианист и аранжировщик Альгирдас Паулавичус, в последующем дирижер Мариинского театра. В конце 60-х годов с ВИА «Поющие гитары» плотно начинает своё многолетнее сотрудничество ленинградский поэт Альберт Азизов, который дарит ансамблю свои песни - «Дождь», на музыку М.Николлета «Любовь – моя свобода», группы «Тремелос» - «Чудеса», итальянского певца Джанни Моранди «Скажи, почему?». В одной из гастрольный поездок коллектива, в городе Киеве Евгений Броневицкий и Александр Федоров знакомятся с молодым музыкантом Юрием Антоновым и приглашают его в свой музыкальный коллектив. По приходу летом в 1969 году в ВИА «Поющие гитары», вместо Олега Мошковича /позднее музыкант работал в ВИА «Весёлые голоса»/, из аккомпанирующего белорусского ансамбля Виктора Вуячича, аккордеониста Юрия Антонова, где последний являлся музыкальным руководителем, рождается совместный шлягер двух авторов «Где моя смелость?» /Ю.Антонов – А.Азизов/. В ансамбле Юрий Антонов – клавишные инструменты, бубен, вокал, пишет ряд своих первых песен «Аэропорт», «Если любишь ты», «Стой, не стреляй солдат!», которые в исполнении ВИА «Поющие гитары» получили общеизвестную популярность и закрепили за Юрием Антоновым на многие года звание популярного композитора молодёжных песен. Его песни «Нет тебя прекрасней» на слова Ирины Безладновой и Михаила Белякова исполнил солист ансамбля Евгений Броневицкий, а «О добрых молодцах и красных девицах» на слова белорусского поэта Олега Жукова – Евгений Броневицкий и Александр Федоров, которые сразу стали советскими народными шлягерами. По воспоминаниям художественного руководителя ансамбля Анатолия Васильева, перед самым первым исполнением, вынесением на суд зрителей песни «Нет тебя прекрасней» /аранжировка Евгения Броневицкого/, он поздравил участников ВИА с новым шлягером, и оказался прав. В ВИА «Поющие гитары» Юрий Антонов исполнял венгерскую песню из репертуара Яноша Кооша «Люди встречаются» /В.Гаваши – О.Жуков/. Весной в 1970 году Юрий Антонов переходит в ансамбль «Добры молодцы». В 1969 году в ансамбль «Поющие гитары» приходят аранжировщик Эдуард Кузинер – клавишные инструменты, Богдан Вивчаровский – вокал /экс.анс.«Дружба»/, а из ансамбля «Диксиленд» обаятельный певец, любимец публики Валерий Ступаченко, который в последующем, исполнением песни «Синий иней», русский текст Альберта Азизова на мелодию песни из репертуара Нила Седаки /Франция/, закрепляет успех ансамбля и поднимает его на вершину популярности и славы. Валерий Ступаченко своими выступлениями всегда сближал и ныне сближает аудиторию зрителей с артистами ансамбля, выходя при исполнении своих песен «Вот это погода», «Синий иней» /Н.Седака – А.Азизов/, «Соловьиная серенада»/чил.нар. – Я.Голяков/, «А я пою» /А.Морозов – К.Рыжов/ в зрительский зал. Песни в его исполнении «Синий иней» и «Соловьиная серенада», знакомая слушателям, как «Соловей», навсегда остались визитной карточкой ансамбля «Поющие гитары». В 1970 году из ансамбля уходит Сергей Лавровский и создаёт в городе Ленинграде второй профессиональный ВИА «Калинка». В это же время ряды участников ВИА «Поющие гитары» пополняют: из ансамбля эстрадного певца Жана Татляна приходит Григорий Клеймиц – клавишные инструменты, вокал в последующем аранжировщик и музыкальный руководитель ансамбля, из ВИА «Весёлые голоса» приходит Василий Борисов – гитара, скрипка, вокал, а из ВИА «Ровесники» - Юрий Иваненко – бас-гитара, флейта /ныне житель Израиля/ и Юрий Соколов – ударные инструменты, вокал. Работая в ансамбле «Поющие гитары» Елена Федорова становится женой Юрия Иваненко. Репертуар ансамбля в это время составляют следующие песни советских и зарубежных авторов: «Кохана» /И.Поклад - И.Барах/, «Печальная» /А.Колкер – К.Рыжов/, «О, гитара» /Э.Масиас – Л.Дербенёв/, «Смуглянка» /А.Новиков - Я.Шведов/, «Без тебя» /А.Васильев – Е.Федорова/, «Меньше 3 минут» /П.Дени – П.Ватник/, «Я так старался» /С.Краевский – С.Цветков/, «Кони – звери» /М.Блантер – И.Сельвинский/, «Духовые оркестры» /У.Джешковская – С.Новожилов/, «Разноцветные кибитки» /С.Рембовский – С.Новожилов/. Также в репертуар ансамбля входят мелодии и песни: народная «Стенька Разин», «Частушки» на слова поэта Ильи Резника, из репертуара Джанни Моранди «Гармоника», «Игрушка» /Мильячи-Континьело/. В этом же году Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпускает очередной миньон ВИА «Поющие гитары» с песнями «Синий иней» /Н.Седака – А.Азизов/ и «Сумерки» /А.Васильев – К.Рыжов/, который распродаётся многомиллионными тиражами, повышая очередной рейтинг ансамбля. По воспоминаниям Евгения Броневицкого, ему уже, как солисту ансамбля, на концерте приходилось по три раза подряд на «бис» исполнять песню «Сумерки». По поводу подбора репертуара в музыкальную программу ансамбля «Поющие гитары» в 70-е годы писал журнал «Аврора»: «Обработки народных песен, сделанные «Поющими гитарами»,- не формальная, архаичная дань прошлому и не залихватское выхолащивание духа песни. В лучших волнуют именно русские мотивы, но чувствуется и время исполнения – семидесятые годы 20 века». В своё время, учитывая мнение и пожелания работников Министерства Культуры СССР по повышению у советской молодёжи патриотизма и их любви к своей Родине, художественный руководитель ансамбля Анатолий Васильев включил в концертную программу блок песен патриотического плана. Как вспоминал музыкальный руководитель ансамбля Григорий Клеймиц: «Мы пели зачастую не то, что мы хотели бы петь. Другой разговор, что даже репертуар, в общем, нам навязанный, мы всё равно старались и обработки интересные сделать, и спеть хорошо». 6 ноября 1971 года, вместо Елены Федоровой, в ансамбль «Поющие гитары» в свои 17 лет, приходит новая солистка, студентка Ленинградской консерватории Ирина Понаровская. Она до этого хотела попробовать свои силы в ВИА «Калинка», но по сложившимся обстоятельствам этого не случилось. В ансамбле «Поющие гитары» Ирина прошла школу эстрадного мастерства и в будущем стала одной из популярнейших отечественных эстрадных певиц. В свой песенный репертуар она включила много песен советских, а также и зарубежных авторов такие, как: «Люблю» /Я.Дубравин – В.Гин/, «Моя вина» /А.Морозов – Ю.Бобров/, «Ах, любовь!» /Е.Барыбин – М.Рябинин/, романс «Женская доля такая » /А.Колкер – К.Рыжов/, И.Петренко «Вода бывает горькой», «Ещё не раз», «Всё на Земле придумано не зря» и другие. Многие песни исполненные Ириной Понаровской становятся любимыми у народа, а песня «Неприметная красота» /А.Морозов – М.Рябинин/ становится общенародным шлягером. Именно в это время в ансамбле формируется самый звёздный концертный состав: Ирина Понаровская, Валерий Ступаченко, Александр Федоров, Евгений Броневицкий – солисты ансамбля, Анатолий Васильев – соло-гитара, вокал, Юрий Иваненко – бас-гитара, флейта, Владимир Калинин – ритм-гитара, вокал, Альгирдас Паулавичус – электроорган, флейта, Григорий Клеймиц – клавишные инструменты, вокал, Эдгар Бернштейн – труба, радиоинженер, Юрий Соколов – ударные инструменты, вокал. В 1971 году ансамбль подтверждает свою популярность, правильность выбора творческого пути, выпускает свой очередной миньон, который расходится миллионными тиражами. На данном миньоне были записаны песни советских и зарубежных авторов – «Проводы» /А.Колкер – К.Рыжов/, «Мы расстались» /молдавская нар. песня/, «Карлсон» /Дж. Кристи – И.Резник/, «Нет тебя прекрасней» /Ю.Антонов – И.Безладнова, М.Беляков/. Все песни этой грампластинки становятся супер-популярными. Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» включает песню «Нет тебя прекрасней» в серию выпуска грампластинок - «Всем, кто любит песню». По воспоминаниям Евгения Броневицкого, со слов Юрия Антонова, песня «Нет тебя прекрасней» сыграла немаловажную роль последнего в его московской музыкальной жизни, за что он очень благодарен своим друзьям, участникам ВИА «Поющие гитары», несмотря на то, что по личному усмотрению руководителя ансамбля Анатолия Васильева в песне отсутствовал один куплет. В то время о творчестве ВИА «Поющие гитары» писал мэтр советской эстрады, композитор Эдуард Колмановский: «Ансамбль «Поющие гитары» - молод по духу, творческому темпераменту, задору. Ленинградцев отличает яркая, эмоциональная манера исполнения. Чувствуется, что артисты ансамбля по – настоящему увлечены своим искусством, и это настроение они передают слушателям». Многие советские ВИА включают в свой репертуар популярные песни, рождённые в ВИА «Поющие гитары». В 1972 году Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпускает не менее популярный миньон ансамбля с песнями также советских и зарубежных авторов - «Прекрасное воскресенье» /Д.Бун – М.Беляков/, «Соловей» /чил.нар. – Я.Голяков/. Эти песни также дополняют список песен – шлягеров ансамбля, становятся народными. В это время автор – песенник Яков Голяков тесно сотрудничает с ансамблем «Поющие гитары», пишет тексты песен на музыку советских и зарубежных авторов для коллектива такие, как «Свадьба», «Крысолов», «Ленинград», «Чероки, брат мой», знакомая нам, как песня протеста «Индейская резервация». В 1974 году на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» выходит пластинка с его песней – реквием «Саласпилс», авторы музыки А.Тимошенко и Э.Кузинер в исполнении ВИА «Поющие гитары», солисты Евгений Броневицкий, Александр Федоров и Ирина Понаровская. Очень выразительно звучат сильные вокальные данные Ирины в этой песне, где вокализ певицы сливается и идёт в унисон солирующей трубе. С показом этой песни ансамбль выезжал на Родину героев – молодогвардейцев в шахтёрский город Краснодон Ворошиловградской /ныне Луганской/ области на дни памяти и скорби. Яков Голяков способствует приходу и дальнейшему плодотворному сотрудничеству с ансамблем «Поющие гитары», молодых ленинградских авторов музыки и слов песен Александра Журбина, Виктора Гина и Ильи Резника. Песня «Карлсон» в исполнении ВИА «Поющие гитары» приносит Ильи Резнику первый заметный творческий успех в песенном жанре на эстраде. Работая в ансамбле, Ирина Понаровская выходит замуж за Григория Клеймица. В 70-е годы ВИА «Поющие гитары» не только гастролирует по городам Советского Союза, но и выезжает в гастрольное турне по странам лагеря социалистического содружества, где работает в совместной программе с артистами зарубежной эстрады Карелом Готтом, Бисером Кировым, Геленой Вондрачковой и другими. В свои концертные программы ВИА «Поющие гитары» включает популярные песни: «Король сердец», «Вернись рассвет», «Последняя мазурка», «Замок на песке», «Дарю тебе Родину», «Тихо течёт Неман», на музыку Е.Филиппова «Печаль – беда», Я.Дубравина «Баллада о красном всаднике», «Ты мне откройся» /сл.М.Рябинин/, из репертуаров польского ВИА «Скальды» - «Размышления деревенского почтальона» /Л.Мочульский – Г.Хил/, Линды и Пола Маккартни – «Питайся дома». В ГДР ВИА «Поющие гитары» снимается в музыкальном фильме, записывает десять самых популярных своих песен. В 1974 году Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпускает для стран социалистического содружества диск-гигант с песнями в исполнении советских вокально-инструментальных ансамблей «Самоцветы», «Весёлые ребята», куда вошли мелодия и песни в исполнении и «Поющих гитар» - «Карлсон» /Дж.Кристи – И.Резник/, «Песенка велосипедистов» /гр.«Тремелос» – П.Ватник/, «Апачи» /обр.А.Васильева/, «Нет тебя прекрасней» /Ю.Антонов – И.Безладнова, М.Беляков/, «Дороги» /А.Новиков – Л.Ошанин/. Михаил Беляков автор и соавтор текстов песен - шлягеров «Прекрасное воскресенье» и «Нет тебя прекрасней» в своё время поочерёдно работал гитаристом в ленинградской группе «Фавориты» и ВИА «Добры Молодцы». Ударник Юрий Соколов после ухода из ансамбля работал в разных музыкальных коллективах. Вместо его участником коллектива стал Аркадий Герштейн. В 1975 году на телевизионные экраны города выходит второй музыкальный фильм, снятый на Лентелефильме, с лучшими песнями в исполнении участников ВИА «Поющие гитары». Отличительной чертой в музыкальном творчестве ансамбля в этом телефильме было то, что песню «Ленинградская», знакомая слушателям, как «Ленинград» исполнили солисты Александр Федоров и Валерий Ступаченко. Очень жаль, что этот телефильм до наших дней не сохранился. В это же время на ленинградском телевидении готовится к показу музыкальный телефильм о творчестве ВИА «Калинка» и ВИА «Поющие гитары», но по каким – то причинам этот телефильм показан не был. В этом же году в ансамбле «Поющие гитары» работает Юрий Иванов – гитара, флейта, вокал, позднее в ВИА «Лейся, Песня», художественный руководитель Михаил Шуфутинский, из ВИА «Песняры» приходит Валентин Бадьяров – двенадцатиструнная гитара, скрипка, вокал, в последующем художественный руководитель белорусского ВИА «Сябры» /ныне житель Германии/. В декабре этого же года из ВИА «Добры Молодцы» в ансамбль приходит Владимир Васильев – бас-гитара, вокал, в последующем плодотворно работал в группе Стаса Намина «Цветы», позднее в группе «Круг», знакомый нам по исполнению популярной песни Игоря Саруханова - «Кара-Кум» и «Летний вечер». Также коллектив пополнили гитаристы: Семён Шнейдер, Валерий Бровко. В разные годы в концертных программах ансамбля принимали участие артисты разговорного жанра отечественной эстрады – чтецы Владимир Азель, Сергей Новожилов и Григорий Баскин, которые во время отдыха участников ВИА, заполняя перерыв, читали зрителям стихотворения советских авторов В.Маяковского, Е.Евтушенко, В.Солоухина и других. В 1976 году Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» пополняет дискографию ВИА «Поющие гитары» выпуская в серии «ВИА» песню « Десять дней» /Э.Кузинер – М.Рябинин/. За годы работы в ВИА «Поющие гитары» аранжировщик Эдуард Кузинер, подарил слушателям, наряду с вышесказанными песнями, и свою песню «Два шага» на слова поэта Виктора Гина, которую в дуэте исполняли Ирина Понаровская и Евгений Броневицкий. Также в это время на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» выходит уже последний к великому сожалению миньон ВИА «Поющие гитары» с песнями советских авторов на музыку Александра Морозова: «А я пою» /сл.К.Рыжова/, «Моя вина» /сл.Ю.Боброва / и «У реки черёмуха» /сл.В.Харитонова/. Несмотря на то, что Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» всё-таки мало уделяло внимания творчеству ВИА «Поющие гитары», а поклонники любимого коллектива всегда очень ждали новых пластинок, всё равно ансамбль был любим, оставаясь всегда на гребне популярности. Всё это достигалось музыкальным вкусом в подборе репертуара художественным руководителем ансамбля Анатолием Васильевым, постоянством основного состава, в их музыкальном мастерстве, в их одной идее, желании - творить музыку, любовью и уважением к своему слушателю, к своим поклонникам. Все годы творчества коллектива на сцене, самой поющей гитарой являлась лидер – гитара в руках бессменного руководителя ансамбля Анатолия Васильева. ВИА «Поющие гитары» в год давали до 350 - 400 концертов – аншлагов. Многие радиостанции Советского Союза включают в свои музыкальные программы песни в исполнении ВИА «Поющие гитары». Сильными сторонами в творчестве ВИА «Поющие гитары» были подбор репертуара, эффект вокального многоголосия и остроумная театрализация многих песен таких, как «Манекены», «Алёнушка», «Ковбойская», «Кони-звери», «Был один парень» и других. В то время, в своём интервью художественный руководитель Анатолий Васильев отметил, что: «Девять лет, со дня основания ансамбля, мы занимались песней. Жанр поистине прекрасный и всеобъемлющий! Но вот в последнее время почувствовали, как тесно нам в рамках песни. Хотелось попробовать свои силы в больших формах». Последнее, наверное, и послужило решением Анатолия Васильева обратиться к более масштабным музыкальным театральным постановкам. 24 мая 1975 года на сцене Оперной студии Ленинградской Консерватории на суд зрителей легендарный ВИА «Поющие гитары» в сопровождении Ленинградского концертного оркестра под управлением Анатолия Бадхена представил свою версию первой в отечественной истории эстрады зонг-оперу «Орфей и Эвридика» /музыка А.Журбина – либретто Ю.Димитрина/. Театральную постановку этой зонг-оперы помогли осуществить режиссёр-постановщик Марк Розовский и режиссёр Вадим Мухин. В начале постановки на роль Орфея Анатолием Васильевым был приглашен артист Ленинградского Театра Музыкальной Комедии Виктор Кривонос, знакомый нам по исполнению песни - шлягера «Если город танцует» /А.Журбин – И.Резник/, но после его отказа, на роль Орфея летом 1974 года был приглашен солист ВИА «Весёлые голоса» Альберт Асадуллин. Роль Эвридики исполнила солистка ансамбля Ирина Понаровская. За время работы в ансамбле, Ирина исполнила эту роль более сто раз в течение 2-х лет. Она вспоминает: «Там был очень трудный вокал, но дело даже не в том – мы ведь играли в опере, от нас требовались актёрские данные. Приходилось нелегко не только психологически, но и физически: мы то бегали, то пели лёжа и всё это с микрофоном в руке. Надо было следить за тем, чтобы не запутаться в шнуре». Большой успех зонг-оперы «Орфей и Эвридика» - это благодарная дань зрителей и за предыдущую деятельность своих любимых участников ансамбля «Поющие гитары». Зонг – опера «Орфей и Эвридика» получает всемирное признание! Были осуществлены новые постановки «Орфея» балетными труппами оперных театров Ленинграда, Самарканда, Харькова и Перми. С успехом была поставлена опера в Праге и Братиславе. На Международном конкурсе журнала «Музыкальная неделя» в Великобритании опера «Орфей и Эвридика» была признана наиболее значительным произведением в стиле рок-музыки за 1975 год. Дипломы «Звезда года» были вручены Александру Журбину, Юрию Димитрину, Анатолию Васильеву и коллективу ансамбля «Поющие гитары». 15 июня 1976 года центральная газета Советского Союза «Правда» пишет: «Музыкальный спектакль «Орфей и Эвридика» - первый на нашей эстраде опыт обращения к крупной музыкальной форме опыт, открывающий новые возможности. И эта удача представляется явлением принципиальным». В первых постановках этого представления участники звёздного концертного состава ещё принимали участие, но после стали постепенно переходить в другие музыкальные коллективы страны. Как итог большого плодотворного труда ансамбля «Поющие гитары», Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» в 1980 году издала двойной диск-гигант зонг-оперы «Орфей и Эвридика» в 2-х частях. В записи принял участие также и оркестр Ленинградского государственного академического Малого театра оперы и балета дирижёр Станислав Горковенко. По примеру ансамбля «Поющие гитары», многие советские ВИА на сцене ставят свои оперы и мюзиклы. Со временем ансамбль «Поющие гитары» плавно трансформируется в ленинградский театр «Рок – оперы». Евгений Броневицкий переходит в ансамбль «Дружба», Владимир Васильев, Александр Федоров со своей женой Ольгой Левицкой /экс.ВИА «Калинка»/, которая исполняла роль Фортуны в зонг-опере «Орфей и Эвридика» и партию Жилины во «Фламандской легенде», переходят в группу Стаса Намина «Цветы». В группе Стаса Намина они принимали участие в записи на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» диска-гиганта «Гимн солнцу», записали песни для кинофильма «Фантазия на тему любви». Со временем уходит из ВИА «Поющие гитары» и старожил ансамбля Владимир Калинин. Василий Борисов вначале работал в ВИА «Весёлые голоса», после в других музыкальных коллективах. Юрий Иваненко, следом за ним Эдгар Бернштейн, покидают ансамбль и уезжают на постоянное место жительства в Израиль. Григорий Клеймиц длительное время работал с популярной ленинградской певицей Эдитой Пьехой, являлся руководителем ансамбля, после руководил другими музыкальными коллективами, работал за рубежом. Эдуард Кузинер перешел на преподавательскую работу и до сих пор занимается музыкой. Ирина Понаровская в конце 1976 года начинает сольную деятельность певицы и уезжает в Москву, где также снимается во многих кинофильмах. О своей работе в ВИА «Поющие гитары», она вспоминает с благодарностью: «Я очень благодарна ребятам. Они воспитали во мне много такого, до чего я бы сама не дошла». Валерий Ступаченко некоторое время работает в джаз-оркестре п/у И.Ванштейна, после длительное время пел в ВИА «Калинка», после в театре «Рок – опера». Анатолий Васильев длительное время принимал участие в создании и постановке очередных рок-опер таких, как «Фламандская легенда» /1978г./ и «Гонки» /1982г./. В 1985 году он покидает ансамбль «Поющие гитары», работает музыкальным руководителем в «Театре на Фонтанке». Музыкальный жанр ВИА, как и многие до него жанры, плавно угасал. Участники ВИА «Поющие гитары» вовремя появились на сцене и своевременно с неё ушли, оставив в памяти народной очень хорошую ностальгическую память о своем творчестве. В нашу жизнь пришла новая музыкальная Эра – Эра диско и дискотек. Многие ВИА уже не смогли своим творчеством противопоставить себя новому течению развития музыкальной культуры в нашей жизни и в 80-е годы XX столетия прекращают своё существование на эстраде. Но, несмотря на это, в 90-е годы вновь возрождается вокально-инструментальное движение в нашей стране. И вновь, как и прежде ВИА «Поющие гитары» первый, и на волне популярности. Вновь песни ансамбля востребованы у публики. Вновь он собирает полные концертные залы своих слушателей. Песни прошлых лет сейчас звучат так современно, как-будто и не было этих прошедших лет расставания. А первым предвестником возрождения ВИА «Поющие гитары» была телепередача об ансамбле, показанная по телевидению в 1994 году. В гостях у Анатолия Васильева находились Евгений Броневицкий и Юрий Антонов. Там же впервые прозвучало предположение по возрождению концертной деятельности участников ансамбля «Поющие гитары». Эту идею очень горячо поддержал Евгений Броневицкий, а Александр Федоров в своём телеинтервью - в возрождении ансамбля сомневался. И несмотря на это мнение, благодаря Григорию Клеймицу, Григорию Баскину, Дмитрию Кижаеву, Антону Гарнову, а также участникам ансамбля, которые дали своё согласие на создание проекта по возрождению концертной деятельности коллектива - ВИА «Поющие гитары» сегодня на сцене! 27 апреля 1997 года в Петербургском концертном зале-клубе «Гигант-холл» состоялся благотворительный вечер-встреча, посвященный юбилею создания первого в нашей стране легендарного ВИА «Поющие гитары», который дал старт для дальнейшей концертной деятельности музыкального коллектива. Вновь, как и прежде, 23 июля 1997 года на сцену Петербургского Мюзик-холла на первый свой официальный концерт вышел легендарный ленинградский вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гитары» в своём звёздном концертном составе: Евгений Броневицкий – бас-гитара, вокал, Александр Федоров – ритм-гитара, вокал, Григорий Клеймиц – клавишные инструменты, вокал, Василий Борисов – скрипка, вокал, Юрий Соколов – ударные инструменты, вокал, Валерий Ступаченко и Ольга Левицкая – солисты. Первый и бессменный художественный руководитель легендарного ВИА «Поющие гитары» Анатолий Васильев находился в зрительском зале за режиссёрским пультом и его место на сцене занял Дмитрий Кижаев /экс.анс.«Садко», анс.«Джаз-Комфорт»/ – соло-гитара, вокал. В настоящее время Анатолий Васильев занимается композиторской деятельностью, пишет музыку для эстрадных исполнителей, а также музыку для очередной рок-оперы - «Тиль». Вёл программу концерта гитарист и певец Александр Федоров. Концертная программа была поставлена так, как много лет назад. Даже начало перерыва Александр Федоров объявил словом - «буфет». Благодаря сохранившимся тембрам красивых голосов Александра Федорова и Валерия Ступаченко, мастерству игры на музыкальных инструментах участников ансамбля - это были те «Поющие гитары», что и несколько лет тому назад! С большим успехом прозвучали полюбившиеся мелодии и песни, проверенные временем, в исполнении кумира молодёжи 60-70-х годов XX столетия - легендарного ансамбля «Поющие гитары». Это – «Тореро», «Песенка велосипедистов», «О добрых молодцах и красных девицах», «Синий иней», «А я пою», «Десять дней», «Однозвучно звенит колокольчик», «Когда мне будет 64» из репертуара группы «Битлз», «Неприметная красота», «Марионетка», «Вся моя любовь» из репертуара группы «Битлз», «Сумерки», «Люди встречаются». Второе отделение началось мелодией «Цыганочка», далее звучали песни: «Карлсон», «Печаль – беда», «Джулия», «Соловей», песня Валерия Ступаченко «Люби Россию», «Тонкая рябина», «Ленинград», «Джули, Джули», «Венера» из репертуара группы «Шокинг Блю», «У реки черёмуха», «Нет тебя прекрасней», «О, симпатичная женщина» из репертуара Роя Орбиссона, «Прекрасное воскресенье» и «Она любит Вас» из репертуара группы «Битлз». На концерте каждая из исполненных композиций и песен в исполнении участников ансамбля была принята на «бис». С начала и до окончания концертной программы звучали «браво» и аплодисменты артистам. Это был настоящий праздник легендарных мелодий и песен! В конце концерта, под занавес, ВИА «Поющие гитары» исполнил ещё раз на «бис» полюбившиеся три песни: «Прекрасное воскресенье», «Она любит Вас» и «Синий иней». Присутствующие в зале при исполнении этих песен, стоя непрекращающимися аплодисментами, приветствовали и благодарили участников ансамбля за подаренный им вечер встречи и песен. Успех выступления ВИА «Поющие гитары» был ошеломляющий – это был настоящий Аншлаг!!! После данного концерта началась вторая музыкальная жизнь возродившегося ВИА «Поющие гитары». Последовали съёмки на телевидении, запись песен на компакт-диски, гастрольные поездки по стране, с выездом за границу. И везде их ждал успех! Параллельно с работой в ВИА «Поющие гитары», Александр Федоров принимает участие в проекте Михаила Боярского - «Сильвер». Как продукт их совместного плодотворного труда вышел компакт-диск с песнями группы «Сильвер». Со временем состав ансамбля «Поющие гитары» пополнил Владимир Васильев – бас-гитара, клавишные инструменты, вокал. Коснулись и потери участников ансамбля, ушли из жизни 20 сентября 1998 года аранжировщик и клавишник Григорий Клеймиц, а 17 мая 2004 года - солистка Ольга Левицкая /светлая им память/. В марте 2002 года на постоянное место жительства в Канаду уехал гитарист и певец Александр Федоров, в октябре 2003 года покинул ансамбль и лидер-гитарист Дмитрий Кижаев. На смену им пришло новое поколение музыкантов – это Валерий Кочегуро – соло-гитара, вокал и солистка ансамбля Милена Вавилова. Раскрылись вокальные данные и гитариста Василия Борисова. Как писал в своё время музыковед Аркадий Петров: «Первый профессиональный состав в Советском Союзе ленинградские «Поющие гитары» - возник в 1966 году. И именно его успех на концертной эстраде способствовал широчайшему распространению новой «модели», согласно которой эстрадный ансамбль уже не делится на певцов – «звёзд» и стоящих за их спинами безликих инструменталистов – аккомпаниаторов, а состоит из исполнителей нового, «синтетического» типа – певцов, которые аккомпанируют себе сами, являясь в ряде случаев также и авторами произведений». И, как сказал, по поводу творчества ансамбля «Поющие гитары» в своём телевизионном интервью ударник ансамбля Юрий Соколов: «Песня – это наша жизнь!». Легендарный ВИА «Поющие гитары» сегодня, как и прежде, радует своих поклонников своим музыкальным творчеством и песнями, которые с легкой руки основателя и художественного руководителя ансамбля «Поющие гитары», музыканта-виртуоза и композитора Анатолия Васильева получили жизнь и право на существование в нашем мире. Пожелаем им творческих успехов и многочисленных встреч со своими зрителями!!!

Юрий Рындин
8 июня 2005 год
Санкт-Петербург


История ВИА - 1 А.Н.Васильев
История ВИА - 2 А.Н.Васильев
Фото
Песни
Ирина Понаровская


 

Hosted by uCoz